Подробнее о музыкотерапии - Психотерапия для всех- сайт для умных людей (сайт врача-психотерапевта Александра Проказова)

Перейти к контенту

Подробнее о музыкотерапии

Музыкотерапия из древности до наших дней.
 Лечебное применение музыки имеет многовековую историю.
В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрическую практику. И все-таки применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы.
 Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям и изучаются в работах психологов и физиологов. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX -начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова и других ученых содержатся данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен. Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия существенно возрос. По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом более высоком уровне. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения. Обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
«Чувствую печенкой»
Так в просторечии говорят, если эмоции откликаются физиологически. И вправду, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Исследователи обнаружили функциональные изменения в ЦНС при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортикоталамических и кортиколимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыхания. Оказалось, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре.
  Споемте, друзья...
 Даже если нет, то, скорее всего, вы в этом все равно нуждаетесь. Чтобы петь, не обязательно уметь или учиться это делать. Гораздо важнее чувствовать себя, чувствовать свою наполненность, которую вы выражаете в пении. Тогда все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела. Это психическое ощущение: в определенный момент все клетки обретают голосовые связки и начинают выражать себя, и вы должны суметь вовлечь их в этот процесс, величественное движение, которое становится вихрем, экстазом. Вы замечали , как чувствуют себя на сцене настоящие певцы и певицы? Это же полный экстаз для них! Кстати, эротический компонент в музыкотерапии является определяющим. Истинный эротизм -это здоровье. Все телесные и психотелесные методы терапии сливаются в эротизме. Важно уметь приводить в состояние оргазма все части тела, делать это гармонично, добиваясь мягкой и нежной эйфории, ни в коем случае не выбирая секс в качестве основного метода достижения подобной цели. Болезнь - это не что иное, как закрепощенный, скованный эрос: постепенно происходит его освобождение и, вырвавшись на свободу, эрос возвращает силу и радость всему организму. Согласитесь, что песню логично сопровождать танцем, так, чтобы получить резонанс с движением тела. Как только зазвучит барабан, все клетки вашего организма начнут вибрировать сами собой, без внешнего проявления. В этот момент вы чувствуете саму энергию в ее первозданном виде, жизнь в ее гармонии. Вы должны научиться слушать себя изнутри, отключив рациональное мышление, и тогда ваше тело само придет в движение, так как танец, как музыка и песня, сидит в вас, его надо только выпустить.
Роковые мелодии
Владимир Ильич Ленин испытывал наивысшее наслаждение при звуках бетховенской «Апассионата». Однако позволял он себе это блаженство исключительно редко. «Нечеловеческая музыка, долго слушать ее нельзя. Хочется людей по головке гладить, а время нынче не такое», признавался вождь М.Горькому. Ильич явно ошибался: бетховенская музыка как раз человеческая. А вот по-настоящему нечеловеческая музыка довела недавно греческого пенсионера Ликуресиса до преступления. Он увещевал соседку приглушать рок и однажды не выдержал. Схватил охотничье ружье и поднялся в квартиру этажом выше. Когда 20-летняя Имберия Возики открыла дверь, Ликуресис трижды выстрелил в упор.Девушка умерла мгновенно, ее 24-летний дружок был ранен.Случай с Ликуресисом - крайний пример того, до чего доводят громкие ритмы некоторых людей. В той или иной степени они могут также отрицательно сказаться на физическом и психическом здоровье почти каждого человека. Механизм такого воздействия до конца не изучен, вернее, существуют несколько теорий того, почему определённая музыка трансформирует или деформирует психику. Например, такая: ритмические звуки вызывают в мозгу процессы, провоцирующие выработку организмом эндогенного алкоголя. Автор этой теории - известный московский психиатр профессор Арон Белкин приводит в пример шаманов, которые своим бубном доводят до исступления и себя и слушателей. Вероятно, в этом отчасти есть и секрет возбуждающего действия военной музыки. История знает, как впереди шеренг, идущих в бой, ставили полковые оркестры. Помнит она и как заменяли барабаны «наркомовскими» ста граммами перед атакой. И вообще, кто из нас не замечал прилив сил, схожий с легким опьянением, от громкой и ритмичной мелодии? Не исключено, что эта особенность восприятия человеческой психикой стимулировала именно такое направление в музыке, несмотря на то, что оно постоянно находилось под огнем критики искушенных ценителей и эстетов. И все бы было, вероятно, ничего - кому вальс, кому рок, если бы не современное развитие акустической техники, которая может достать в любом месте слух каждого, независимо от ваших музыкальных предпочтений. Разумеется, наибольшие проблемы современная молодежная музыка доставляет самой молодежи. Если верна теория о музыкальной природе эндогенного алкоголя, то сверхмощная акустика -а юные меломаны признают лишь такую - предполагает и повышенный его выброс в организм. И как следствие, это может способствовать возникновению патологической зависимости. Наверное, это предположение нуждается в более детальном исследовании, но вот тесная связь между рок-музыкой и наркоманией в доказательствах не нуждается. И здесь очень часто невозможно отделить причину от следствия. Отчетливее и глубже исследователей определяют связь между наркотиками и молодежной музыкальной культурой сами музыканты: при употреблении одного вида препаратов ближе одни музыкальные направления, другого - другие. Грубо говоря, все наркотические вещества делятся на три группы. Первая - опиаты: героин, морфий, морфин, сырец опия. Опытные рок-музыканты и диск-жокеи хорошо знают, что героинщикам не нужна быстрая, энергичная музыка. Помните, как герой Джона Траволты в «Криминальном чтиве», «вмазавшись» на полную катушку, едет по ночной улице? Эта композиция «BullwinklePartll» - любимая мелодия героинщиков. Говорят, под те же ощущения подходит стиль трип-хоп. Из нашей музыки героинщики предпочитают «Агату Кристи». Усталые, надломленные голоса, медлительность, черный цвет в одежде - все это опиумная стилистика. Музыку в стиле джангл, хард-рок, транс, хаус предпочитают любители стимуляторов - кокаина, экстази, эффедрина («винта»), марихуаны, крэка (синтетический кокаин). Стимуляторы - типичные клубные наркотики, часть ритуала. Они создают атмосферу общения и единения. И наконец, галлюциногены (психолитики) - ЛСД и марихуана. Они стали популярны в коммунах американских хиппи 60-х годов, когда и возникли «прогрессивный рок» (Джими Хендрикс, «Yes, Emerson Lake and Palmer», «Kaansas») «психоделический рок» («Greatful Dead», Современные любители психоделики.предпочитают группу «Dead Can Dance», а также стили эмбиент и нью-эвдж - эта музыка позволяет «отлетать в неведомую даль».
 А теперь, пожалуйста, включите музыку.
 Между тем современная медицина все активнее использует музыку в качестве средства, способного заменить обезболивающие и некоторые другие препараты. Благотворное влияние музыки на человеческую психику и на чувствительность к боли было замечено гораздо раньше, чем вредоносное. А в последнее десятилетие ученые-медики выработали совершенно объективные параметры оценки влияния музыки на человека, например регистрируя изменения пульса или артериального давления. И это стали все чаще использовать для решения конкретных медицинских задач, причем не только психотерапевтических. Так, если «музыкальная психотерапия» призвана воздействовать на психические процессы (погружать пациента в гипнотическое состояние, успокаивать его), «музыкальная медицина» стремится заменить медикаментозную терапию. Так что вскоре врачи, возможно, станут «прописывать» больным вместо лекарственных препаратов записи Баха или Моцарта, Эллингтона или Паркера, Пресли или «Битлз». В одной из крупнейших в Европе клиник спортивной медицины музыкальная терапия широко и вполне успешно используется в предоперационный, самый стрессовый для пациентов, период. По словам анестезиолога Ральфа Шпинтге, одного из пионеров «музыкальной медицины», грамотно подобранные музыкальные композиции позволяют снизить уровень содержания стрессовых гормонов в кро¬ви, а также ускорить процесс лечения. «Музыка дает возможность уменьшить потребление успокоительных средств, раньше начинать и более интенсивно проводить восстановительную двигательную гимнастику в послеоперационный период. То есть имеется целый набор строго научных фактов, которые свидетельствуют о возможности положительного влияния музыки на важные медицинские показатели», - считает Шпинтге. Его исследования доказывают, что по эффективности музыкальная терапия вполне сравнима с медикаментозной. По мнению медиков, это связано с особенностью воздействия акустических сигналов на мозг. Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом? По наблюдению Шпинтге, оптимальные результаты дает прослушивание пациентом природных звуков. А вот врачи-кардиологи обычно отдают предпочтение классике, поскольку считают, что правильно подобранная классическая музыка способствует восстановлению нормального сердечного ритма. Как известно, сердечный цикл определяется попеременным сокращением и расслаблением миокарда, чередованием фаз напряжения и покоя. Поскольку и музыка представляет собой ритмически организованную последовательность сигналов, она способна воздействовать на те мозговые центры, которые регулируют частоту и интенсивность сокращений сердечной мышцы. Таким образом, сердце может как бы корректировать свой ритм, самонастраиваться, опираясь на музыку.
Сон и работа мозга                   
Сюита «Пер гюнт» Грига
Бетховен «Лунная соната»
Сибелиус «Грустный вальс»
Чайковский «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс», «Баркарола»
Шуберт «Аве Мария», «Серенада»
Шумен «Грёзы»
Сен Санс «Лебедь»
Головная боль и раздражительность
Полонез Огинского
Депрессия
Бетховен «Симфонии №5, №9»
Моцарт «Симфония №41 (ре-минор)»
Неврозы, раздражительность, утомляемость
Григ «Утро»
фрагмент из оперы Мусоргского «Хованщина»-«Рассвет над Москвой-рекой»
«Вечерний звон», «Русское поле»
Чайковский «Времена года».
Курение
Свиридов, «Метель».
Язва желудка
Чайковский «Вальс цветов»
Давление и сердечная деятельность
Мендельсон «Свадебный марш»
Бетховен «Симфония №5 (2 часть)»
Гастрит
Бетховен «Соната №7»
Умственные способности у детей
Музыка Моцарта
Постравматическое стрессовое расстройство
А) 6 симфония Чайковского
Б) 40 симфония Моцарта
В) Пасторальная симфония Бетховена
Творческий импульс
«Марш» из к/ф «Цирк» Дунаевского
«Болеро» Равеля
«Танец с саблями» Хачатуряна
Расслабление
Оркестр Пурселя
«Мужчина и женщина» Лея
«Метель» Свиридова
Тонус, настроение, потенция
Джаз

 Музыкотерапия звуками природы для спокойного сна:"Камин".
Испытано на практике-реально работает.
Перед использованием музыки выполнить следующие требования:
1 Ложиться спать в одно и то же время.
2 Не смотреть за 30 минут до сна телевизор,особенно новостные программы.
3 На ночь не есть.
4 Если врач выписал вам лекарства для нормализации сна,принять их согласно его предписаниям.
5 Включить музыкальный файл на компьютере в проигрывателе и в установках программы поставить "повтор" или
записать на диск и аналогично воспроизводить на CD или DVD плеере.
6 Отвлечься от посторонних мыслей и представить себе следующее:
"Представьте,что вы находитесь в маленькой уютной комнате возле разожжённого камина.Удобно расположившись
в уютном кресле,вы смотрите на огонь,постепенно поддаваясь убаюкивающей магии пламени,и колдовские
огни,бегающие в раскалённых углях,непреодолимо притягивают ваш взгляд.В комнате тикают ходики,за окном
шумит ветер,но в нашей комнате тепло и уютно.
Тихо потрескивают дрова.Временами из пламени вылетают искры и вместе с дымом уносятся в каминную
трубу.Слушая эти незаметные,убаюкивающие звуки вы постепенно начинаете дремать....."
Скачать

Занятия музыкой делают человека умнее
Регулярные занятия музыкой изменяют анатомию и функции головного мозга и могут быть использованы в качестве эффективной терапии для улучшения когнитивных навыков. Это действенный, абсолютно безопасный и беспроигрышный способ улучшить мышление, приобрести друзей и повысить эрудицию, говорят американские медики.
Учёные находят всё больше доказательств, что музыканты имеют структурно и функционально отличный мозг, чем люди, никогда не занимавшиеся музыкой. В частности, у музыкантов чаще используются области мозга, важные для обработки информации. Даже тот, кто только начинает учиться игре на музыкальном инструменте, сразу испытывает изменения в нейрофизиологии головного мозга, говорят психотерапевты. Неврологи предлагают использовать музыку в нейропсихологической терапии – например, для улучшения языковых навыков, памяти или настроения. Области мозга, участвующие в обработке музыкальной информации, также необходимы и для выполнения других задач: музыка обладает сильным влиянием на пластичность мозга и познавательные способности. Иными словами, занятия музыкой действительно могут сделать человека умнее, поскольку музыкальная практика укрепляет память и упрощает изучение языков.
Медики Университета Джорджтауна /США/ рассмотрели мозговую деятельность в слуховой коре обезьян и обнаружили, что нейроны животных настроены на определённые частоты и гармонические звуки. Исследователи полагают, что понимание нейронных механизмов, заложенных во врождённом восприятии музыки, станет основой создания терапии для пациентов с тяжелыми нарушениями работы мозга. Занятия музыкой – это мощный инструмент для улучшения памяти, социального поведения и умственных способностей, уверены врачи.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=38489

Караоке полезно для здоровья сердца
Оказалось, что пение в караоке очень положительно сказывается на здоровье, сообщили японские исследователи.
Ученые провели исследование о влиянии караоке на организм человека, в котором приняли участие 19 тыс. человек обоих полов в возрасте от 40 до 69 лет. Оказалось, что пение в караоке в душевной компании, с употреблением небольшого количества спиртного способно значительно снизить и даже предотвратить возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. В том числе способствует снижению риска возникновения сердечного приступа, утверждают специалисты.
Эксперты заметили, что немалую роль играет социальная активность. Поэтому такое времяпровождение улучшает самочувствие, поднимает настроение и выводит из депрессии.http://www.medicinform.net/news/news23962.htm

Пение защитит дам от гипертонии
Американские ученые уверены, что женщины, увлекающиеся вокалом, реже страдают от повышенного артериального давления.
Впервые о подобной взаимосвязи задумались специалисты Американского колледжа ревматологов, занимавшиеся лечением 76-летней дамы, перенесшей тяжелую гипертензию перед назначенной ей операцией по замене коленного сустава, давление которой не удавалось снизить даже посредством агрессивного фармакологического вмешательства.
Давление пришло в норму только после того, как дама пропела несколько своих любимых песен, после чего ученые и решили исследовать данную взаимосвязь более подробно.
Как поясняет профессор Гарвардской медицинской школы, расположенной в Бостоне, Нина Ниу, приятная мелодия, по всей видимости, нейтрализует повышенную тревожность и стресс.http://www.argumenti.ru/health/2011/04/100415


Заболевания вроде астмы, бронхита и эмфиземы можно победить с помощью уроков пения
Как показало исследование, пение способно не только улучшить дыхание, но и повысить качество жизни в целом.
Суть в том, что во время уроков пения людей учат, как расслаблять мышцы живота. Сторонники метода, получившего название "Singing For Breathing" (дословно: "Пение для дыхания"), рассказывают о пациентке с фиброзом легких (когда в легких происходит рубцевание).
Женщину направили на уроки пения в Королевский госпиталь Бромптон в Лондоне. Там она принимала участие в занятиях по постановке дыхания, которые значительно облегчили течение заболевания.
Доктор Николас Хопкинсон констатирует: пациенты позитивно оценивают групповые занятия по пению. У техник пения и методик физиотерапии много общего. В частности, при болезнях легких люди не могут подстроить режим дыхания таким образом, чтобы в организм поступало достаточное количество кислорода. Поэтому иногда они начинают делать короткие вдохи.
На занятиях же их учат, как дышать глубоко. Это достигается за счет "дыхания животом" (мышцы живота позволяют глубоко вдохнуть и без проблем выдохнуть воздух). В результате ритм дыхания становится более медленным. А тренировки на растяжку убирают напряжение.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=54316

Звуки музыки облегчают операционный стресс
Прослушивание легкой музыки во время операции под местной анестезии помогает пациентам лучше справиться со стрессом – к таким выводам недавно пришли ученые из Великобритании. Небольшое исследование недавно было обнародовано в Королевском хирургическом колледже Соединенного Королевства.
Оно основано на опросе 96 пациентов, в разное время проходивших операции под местной анестезией – когда человек остается в сознании во время проведения процедуры.
Половина пациентов лежа на операционном столе, слушала музыку – чаще всего это было радио, или CD диски с композициями, выбираемыми медицинским персоналом. У второй половины пациентов операции проходили в полнейшей тишине. Результаты перенесенного стресса, как по собственным признаниям участников, так и по данным медицинского наблюдения отличаются кардинально.
Так в результате опроса было установлено, что группа, слушавшая музыку во время операции, имела приблизительно на 33% меньшее чувство тревоги и волнения, по сравнению с представителями контрольной группы, пережившими операцию в полной тишине. Эти данные косвенно подтверждаются их медицинскими показателями – в первой группе (с музыкой) частота дыхательного ритма составляла 11 вдохов в минуту, а во второй группе – 13.
Частота дыхания, как правило, также отражается на частоте сердечных сокращений и частоте пульса, и может говорить о повышенной выработке кортизола – гормона стресса. Таким образом, очевидно, что пациенты в первой группе нервничали по поводу успехов операции значительно меньше, представителей другой группы.
Эти результаты очень важны, и не исключено, что в скором времени прослушивание музыки станет обязательным для пациентов при прохождении операций под местной анестезией. Научно доказано, что степень волнения в данном случае входит в число факторов определяющих успех проведения процедуры, равно как и влияет на скорость заживление тканей и швов.
По мнению представителей медицинского сообщества, легкая, приятная классическая музыка может стать хорошим атрибутом операций, еще и постольку поскольку она, скорее всего, будет оказывать положительное влияние на самих хирургов, помогая им сосредоточиться.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=49334

Музыка помогает врачам оперировать
Британские эксперты опросили хирургов и получили неожиданный результат: 90% из них слушают музыку во время проведения операции, пишет The Independent. Притом, половина опрошенных хирургов отдавала предпочтение быстрой музыке в стиле рок.
17% опрошенных медиков рассказали, что предпочитают оперировать под поп-музыку, а 11% выбирали в качестве сопровождения классические музыкальные композиции. Подавляющее большинство хирургов, принявших участие в опросе, признались: музыка позволяет создать гармоничную и спокойную атмосферу, и лишь одной трети респондентов она не дает заскучать в ходе операции.
Примечательно: чаще всего пациенты пластических клиник сталкиваются с врачами-меломанами (все опрощенные пластические хирурги оперировали под музыку). А вот реже всех слушали музыку во время операции хирурги, работающие с носами, горлом и ушами. И только 15% медиков признались в том, что подпевают любимым композициям во время работы.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=46840

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь
Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо отдать его в музыкальную школу. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь.
К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.
В течение 9 месяцев ученые наблюдали за тем, как уроки музыки и живописи влияют на развитие детей. В эксперименте участвовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Никто из ребят до этого не занимался музыкой. Детей протестировали неврологи, психологи и педагоги на предмет умения читать, моторики речи, поведенческих особенностей и развития головного мозга.
Перед авторами стояли задачи: 1) можно ли говорить о врожденной предрасположенности к музыке, или это результат образования, 2) улучшает ли музыкальное образование когнитивные способности мозга, в частности чтение и построение речи. Детей разделили на две группы. Одним стали преподавать музыку, других обучать живописи. После 6 месяцев повторили тестирование. Результаты превзошли ожидания. Оказалось, что даже через такой короткий промежуток времени юные музыканты обогнали живописцев по многим параметрам. Они показали лучшие результаты по чтению, они смогли преодолеть скованность в речи. Изменение биоритмов мозга доказывало влияние уроков музыки на нервные процессы. Кроме того, у всех музыкантов улучшилось поведение, они стали внимательнее к тому, что говорили взрослые, и не воспринимали их слова в штыки.
Связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи - это зона Вернике и зона Брока.
По мнению аналитиков Science, остаются непонятными причины возникновения такого рода структурных изменений мозга, ведь известно, что височная доля мозга формируется в течение 29-31-й недели внутриутробной жизни. Тогда можно было бы говорить о генетически запрограммированной музыкальности. Безусловно, пренатальные факторы играют важную роль в ее развитии. Но тот факт, что окончательно кора головного мозга человека формируется после рождения, дает все основания утверждать, что музыкальное воспитание в раннем детстве, еще в младенческий период, оказывает существенное влияние на формирование функциональных свойств коры мозга.
Ученым ясно - мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=37332

Какую музыку слушать самым маленьким?
Ученые выяснили, что в начале жизни на ребенка огромное влияние оказывают звуки. Зная это, мамы включают малышу классику, однако, психологи уверены, что есть произведения, от прослушивания которых стоит отказаться. Более подробно об этом рассказала Татьяна Тихонова, специалист по гуслям и хоровому пению, а также мама 3-х летней Ники.
Самым важным звуком в жизни малыша, по данным ученых, является материнский голос. Мамины колыбельные не заменит ни одна оперная дива с мировым именем. Следом за маминым пением открывается необъятное пространство, царство классической музыки. О пользе классики сказано очень много, она и оздоровляет, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон и много еще всего другого. Когда в доме звучит классическая музыка с самого рождения малыша, она становится для него естественной средой. Есть ряд несложных правил, соблюдая которые можно привести ребенка в чудесный, волшебный мир музыки. Во-первых, психологи почти единогласно сходятся во мнении, что существуют классические произведения, от прослушивания которых стоит отказаться. По крайней мере, в возрасте до 2-х лет.
- Самым маленьким детям необходимо избегать прослушивания опер, оперных арий, романсов. Мамин голос вне конкуренции. В крайнем случае, папин или бабушкин.
- Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр или даже его половина представляют для малыша страшный шум. А медные духовые инструменты, тарелки – заставят его вздрагивать. Если всё-таки произведение оркестровано, выбирайте камерный состав, какой, например, требуется для исполнения фортепианных концертов Моцарта.
- Те произведения, которые несут огромный эмоциональный заряд, которые вызывают сильное сопереживание, вплоть до слез. Например, фортепианные концерты Рахманинова, №2,3.
Что заботливая мама может сделать для воспитания вкуса к классической музыке у ребенка?
- Пусть в детской звучит моно инструмент, то есть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта, одна арфа. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Ребенок легче привыкает к звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив. Его ничего в таком исполнении не будет отвлекать.
- Разделять музыку для бодрствования от музыки перед сном. Существуют целые подборки с подобным разделением. Когда малыш играет, поставьте ему такой диск: танцы, музыкальные портреты животных придутся ему по душе. Ну а перед сном – мягкий Моцарт, кружевной Шопен.
- Выбирайте ту музыку, которая понравится вам самим. Если будете себя заставлять, ребенок моментально это почувствует. Делитесь с ним позитивными эмоциями. В качестве компромисса, ставьте ту музыку, к которой у вас ровное отношение.
- Как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера. Начните постепенно знакомить малыша с миром музыки. Очень хорошо будет, если вы включите 5-минутный фрагмент после завтрака. Наблюдайте за реакцией малыша: не нравится – еще один вариант, не понравился следующий – лучше отложить, вернетесь к музыке позднее. Если всё прошло хорошо, назавтра включите тот же фрагмент, но уже на 10 минут и т.д. Установите громкость чуть тише, чем нужно вам, у детей отличный слух.
Неофициальное звание «главного детского композитора» принадлежит Вольфгангу Амадею Моцарту. Юный Моцарт начал творить, когда ему еще не было 6 лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество. Немного фактов:
Только музыка Моцарта активизирует практически все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в высших процессах сознания
Именно в произведениях Моцарта чаще всего выдержан ритм чередования тихо-громко, который точнее всего соответствует характеру биотоков головного мозга
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, по их мнению, она помогла снизить в стране раннюю детскую смертность.
Музыка Моцарта исцеляет потому, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга – это напрямую стимулирует мышление и улучшает память.
Мир классической музыке невероятно многогранен. Мы с моей дочерью предлагаем свой топ — 10 рекомендуемых классических композиций для детей от 0 до 5 лет.
1. В.А. Моцарт. Соната для фортепиано №1 До мажор К279 – всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8-10 единиц. Ремарка для взрослых: повышает умственные способности у всех, даже у тех, кто ее не любит. Длительность данной сонаты – примерно 11 с половиной минут.
Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность: рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.
2. Конечно, В.А. Моцарт. Соната для двух фортепиано Ре мажор К448 – целебные свойства этой сонаты заключаются в уменьшении количества эпилептических атак, что доказано и медиками, и учеными. Под такую музыку хорошо делать зарядку, играть в подвижные игры.
3. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №20 Ре минор, 2 часть. Фортепианные концерты Моцарта обучают концентрации, осознанности, помогают повышать уровень умственной организации.
Вторая часть отлично подойдет для тихих игр перед сном, размеренный ритм меньше чем за 10 минут снимет излишнее перевозбуждение, приведет в равновесие нервную систему.
4. И.С. Бах. Сюита для виолончели №1, Соль мажор, прелюдия в исполнении гитары. Если малыш подвержен агрессии, мышечному напряжению, то регулярное прослушивание сюит Баха через некоторое время их снимет. Особенно рекомендую обратить внимание на гитарное исполнение, оно как бы «высветляет», смягчает звучание, ведь на гитаре играют пальцами (pizzicato), а на виолончели – при помощи смычка.
5. Л. Бетховен "Лунная соната", №14 – снимет раздражительность, невроз, поднимет над уровнем повседневности. Во время прослушивания сонаты №14 создается ощущение, будто бы кто-то гладит вас по голове, за счет медленного темпа и негромкого звучания. Это произведение действительно может снять головную боль.
Будет уместно включить «Лунную сонату» при сеансе массажа, малыш быстрее успокоится и станет отзываться на ваши движения.
6. А. Вивальди «Времена года», Зима, Февраль. Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку.
Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как Зима (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу. Фантазируйте вместе с вашим малышом!
7. И. Штраус Полька «Трик-Трак» – пришло время попрыгать, потанцевать. Полька легкая, воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку.
Добавляйте постепенно и польки и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.
8. Ф. Шопен Прелюдия №1 До мажор – эта короткая полуминутная прелюдия может дать толчок к деятельности застоявшемуся ребенку и задумавшемуся родителю. Она поднимет жизненный тонус, улучшит настроение, активность и самочувствие.
Подбирайте прелюдии Шопена в соответствии с вашим настроением, наблюдайте за их воздействием, они пропитаны глубокими эмоциями, способными быстро передаваться слушателю.
9. Шарль Камиль Сен-Санс. Карнавал животных. 14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.
10. Н. А. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Еще одно музыкальное произведение, обладающее четким образом. В дополнение перескажите сюжет сказки А. С. Пушкина, ведь «Полет шмеля» входит в оперу «Сказка о царе Салтане». Попробуйте покружиться вместе с ребенком – эта скоростная интерлюдия – замечательное сопровождение для развития вестибулярного аппарата!
Если у вас дома есть любой музыкальный инструмент, пользуйтесь им. Необязательно быть Ростроповичем, достаточно придумать красочный образ. С самого раннего возраста давайте ребенку в руки колокольчик, затем барабан, позже губную гармошку и дудочку. Последние два инструмента стимулируют развитие речи ребенка. Не забывайте о фортепиано, даже старенький инструмент даст понятие о том, как щебечут птички или топает медведь. Дерзайте и расскажите нам о своих впечатлениях!
http://www.womanhit.ru/children/health/article/2012/07/20/652473-kakuyu-muzyiku-slushat-samyim-malenkim.ht ml

Музыка помогает справиться с болью
Музыка помогает снять боль у детей, предположили ученые в своем новом исследовании, опубликованном в JAMA Pediatrics.
В исследовании приняли участие 42 ребенка в возрасте от 3 до 11 лет, которых отправили в педиатрическое отделение скорой помощи детской больницы Столери. Детям было необходимо поставить капельницу.
Некоторые дети во время капельницы слушали музыку, другие – нет. Ученые измерили сердечный ритм, уровень восприятия боли детей, чувство беспокойства у родителей, а также качество работы и состояние медицинских работников во время постановки капельницы.
"Мы действительно обнаружили различия в восприятии боли детей двух групп. Те дети, которые слушали музыку, испытывали значительно меньшую боль во время процедуры", - комментирует доктор Лиза Хартлинг (Lisa Hartling) из университета Альберты, ведущий автор работы. "Наше открытие имеет важное значение для медицины. Использование музыки в качестве безвредной и бесплатной анестезии – находка для врачей и пациентов".
Некоторые из детей тестовой группы даже не испытывали стресса во время проведения неприятной процедуры, а их родители чувствовали себя спокойнее. Более того, 76% медицинских работников отметили, что постановка капельницы прошла легко, без осложнений, они чувствовали себя намного уверенней, чем работники без музыкального сопровождения.
В дальнейшем ученые хотят выяснить, существуют ли другие факторы, способные снять боль у детей, которые проходят другие болезненные процедуры. "Результаты исследования важны еще и потому, что пережитый стресс в больнице, может негативно сказываться на психике ребенка в будущем", - объясняют авторы работы.
Ученые уверены, что при выборе музыки для больного лучше отдать предпочтение классической музыке, инструментальным композициям и народным мотивам. Но самым благотворным воздействием на человека обладает та музыка, которую он любит больше всего.
Предыдущие исследования на аналогичную тему продемонстрировали, что музыка также оказывает невообразимое воздействие на психику человека. Произведения Моцарта, например, активируют все отделы головного мозга и повышают уровень интеллекта.http://www.medlinks.ru/article.php?sid=55173

Музыкальная терапия улучшает состояние недоношенных детей
Пение колыбельных или воспроизведение утробных звуков может помочь недоношенным детям с различными патологиями. К такому выводу пришли специалисты отделения музыкальной терапии имени Луи Армстронга при медицинском центра Бет-Израэль в Нью-Йорке.
Они провели исследование, в котором приняли участие 272 младенца, рожденных раньше срока. Многие малыши страдали от дыхательной недостаточности и сепсиса, передает Reuters.
Детей поместили в отделение интенсивной терапии в специальные инкубаторы. В течение двух недель родители приходили и пели им колыбельные. Кроме того, медперсонал использовал специальные устройства, позволяющие воспроизводить звуки, схожие с теми, что ребенок слышал в утробе матери. Например, ее сердцебиение или звуки перемещения околоплодной жидкости.
Ученые заметили, что жизненные показатели недоношенных грудничков во время такой терапии улучшались. Их сердцебиение становилось более спокойным: частота сердечных сокращений снижалась в среднем на 1-2 удара в минуту. Также улучшались такие показатели как сон и питание.
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=53991

Ученые объяснили почему мы любим слушать грустную музыку
Новое исследование японских ученых, опубликованное в открытом доступе в журнале по психологии, показывает, что грустная музыка на самом деле может, вызывать положительные эмоции и помогать справиться с депрессией.
Ученые смогли объяснить, почему люди любят слушать грустную музыку. Господин Каваками и его коллеги из Токийского университета искусств и наук о мозге, Япония опросили 44 добровольца - музыкантов и людей, что не относятся к музыке. Им было предложено послушать две части грустной музыки и одну – счастливой. Потом каждый участник должен был оценить их восприятие музыки и собственное эмоциональное состояние с использованием набора ключевых слов.
Среди печальных музыкальных произведений были произведения Глинки «Разлука» в фа минор и этюд Блюменфельда "Sur Mer" соль минор. Веселой музыкой была Гранадос в аллегро Concierto соль мажор, а также минорные шутки в мажоре.
Исследование показало, что грустная музыка вызывала противоречивые эмоции, слушая такую музыку, участники исследования, как правило, чувствовали печаль, были менее веселыми.
«В общем, грустная музыка вызывает печаль у слушателей, а печаль рассматривается как неприятная эмоция. Но, если грустная музыка на самом деле вызывает только неприятные эмоции, мы бы не слушали ее» - пишут исследователи.
«Музыка, которая воспринимается печально, на самом деле вызывает романтические эмоции. И люди, независимо от их музыкальной подготовки, опыта этой амбивалентной эмоции, любят слушать грустную музыку»,- добавили исследователи.
Кроме того, в отличие от печали, которая ощущается в повседневной жизни, печаль испытанная через искусство на самом деле чувство приятное. Возможно потому, что последнее чувство не представляет реальной угрозы нашей безопасности. Слушая грустную музыку, мы можем помочь себе справиться со своими отрицательными эмоциями в повседневной жизни.
«Эмоции, испытываемые через музыку, не несут непосредственной опасности или вред, в отличие от эмоций, которые мы испытываем в повседневной жизни. Таким образом, можно даже наслаждаться таким противоречивым чувством, как грусть. Если мы страдаем от неприятных эмоций в жизни, грустная музыка может быть полезным способом для смягчения негативных эмоции», - говорится в выводах к исследованию.
http://uapress.info/ru/news/show/7456
Если Вам чем-то помог сайт Психотерапия для всех, Вы можете по своему желанию оказать посильную безвозмездную помощь данному проекту, переведя любую сумму с карточек Виза или Мастеркард, либо с Юmoney

Дискредитация врача

Назад к содержимому