Музыкальная студия:авторская методика Александра Проказова психотерапия творческим самовыражением - Психотерапия для всех-сайт для умных людей (официальный сайт врача-психотерапевта Александра Проказова, консультация психотерапевта онлайн по Skype скайп)

Перейти к контенту

Музыкальная студия:авторская методика Александра Проказова психотерапия творческим самовыражением

Меню песен студии находится в колонке справа или по ссылке ниже

Песни "Студии"-послушать и посмотреть


"Над чем посмеёшься, на то потом и поработаешь".(с)
      

Моя методика "Музыкальная студия" в формате психотерапии творческим самовыражением была презентована мною и проведён мастер-класс на  1-й съезде  психотерапевтов и консультантов Северо-Западного региона России «Стратегии развития отечественной психотерапии и психологического консультирования» 25.11.07г. Если Вас беспокоит "что я заставляю петь песни", сообщаю что  владею различными психотерапевтическими методиками и лечу не только ей, а если и ей, то далеко не каждого желающего. Методика за 9 лет применения  великолепно себя зарекомендовала себя как вспомогательный метод при лечении панических расстройств, депрессии и других неврозов и как основной метод при лечении социальной фобии.

Методика терапии творчеством в формате психотерапии творческим самовыражением доктора медицинских наук, профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования г.Москва Марка Евгеньевича Бурно.
(В статье использованы материалы реферата Назаровой Л.А.,практического психолога детского центра обучения и развития "Солнечный круг"детского сада "Солнечная страна". )
Терапия творческим самовыражением - клинический, не психоаналитически ориентированный терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом Марком Евгеньевичем Бурно. В основе его лежат две идеи. 1 Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения. 2 Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество. Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться. Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности. Здесь нельзя не процитировать профессора Марка Евгеньевича Бурно, основателя Терапии творческим самовыражением. «Существо терапии творческим самовыражением, предназначенной прежде всего для дефензивных пациентов, особый целебный поиск себя как вдохновенной, творческой личности с более или менее ясным осознаванием пониманием своих творческих особенностей и соответствующего им своего жизненного пути-предназначения.»
Среди методик терапии творчеством М.Е.Бурно выделяет:
1) созданием творческих произведений,
2) творческим общением с природой,
3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,
4) творческим коллекционированием.
5) творческим погружением в прошлое,
6) ведением дневника и записных книжек,
7) домашней перепиской с врачом,
8) творческими путешествиями,
9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Для кого создана и кому может помочь методика "Музыкальная студия"?
Проблема заключается в том, что большая группа пациентов, страдающих неврозами, но не являющиеся «дефензивными» могут нуждаться в некоем «внутреннем развитии» и помощи специалиста. Есть многочисленные примеры решительных, не «поджимающих хвост»,не склонных к оборонительным реакциям, способных, социально адаптированных пациентов, в то же время из-за проявлений чувства собственной неполноценности, элементов социального невроза не проявляющих себя должным образом в карьере, профессии, личной жизни. Люди разных специальностей: рабочие, инженеры, работники СМИ, врачи. Все они тоже могут и успешно работают в формате ПТС, просто для этого круга пациентов пришлось несколько видоизменить методику, оставаясь в формате ПТС. Находясь в сложной жизненной ситуации, в состоянии невроза, люди неосознанно пытаются найти выход своим эмоциям ,поднять свою самооценку как личности ,и одним из вариантов этого выхода для них является творчество. «Музыкальная студия»-это методика психотерапии творческим самовыражением,реализуемая путём создания в составе группы творческих произведений, в частности, стихов на музыку к песням ,с последующим творческим их исполнением . Как и всей ПТС- сущностью методики является сознательное выяснение пациентом в процессе работы своей индивидуальности, в личностном, творческом самоутверждении.
Цель методики-
А) вызвать стабильное улучшение состояния пациентов;
Б) «разбудить» спящие в каждом из нас скрытые адаптационные  
резервы-«адаптация через творчество».
В)
поднять личную самооценку пациента,наладить или усилить  коммуникативные навыки.
Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.
Ведущим компонентом проявления творческой способности в «Музыкальной студии»является музыка. Не пассивное прослушивание музыкальных произведений, а активное творчество, проекция своего душевного состояния на конкретную понравившуюся участнику музыку, создание, если хотите, некой «музыкальной матрицы» душевного состояния, которая впоследствии может успешно использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Стихи в данной методике рождаются как-бы «сами собой»,причём практически 100% участников задействованы в процессе творчества. Для меня стало откровением, когда после проведённого занятия пациенты приносили до 3-х стихотворений на одну и ту же музыку.
Перейдём к краткому практическому изложению:
Суть данного пректа- реализовать в миниатюре работу реальной студии продюсера. В процессе работы группа (врач) выбирает: -продюсера
-поэта
-солиста(тку)
-специалиста по рекламе
-художника -хореографа
-журналиста и.т.д.
В качестве исходной музыки берутся караоке песни наших или зарубежных исполнителей, на мелодии которых пишутся стихи. В течение работы решаются вопросы и вырабатываются решения, необходимые для успешного проекта. Каждый член группы участвует во всех решениях от выбора исполнителя до дизайна обложки компакт-диска. В проессе творчества каждый участник самореализуется и получает глубокую обратную связь от группы. На выходе каждый участник получает свою эксклюзивную песню на CD, пройдёт записи, выступления перед "поклонниками и фанатами",лучше узнает себя и других, приобретёт необходимые навыки в общении. После распределения ролей проходят следующие стадии:
1-Выбор темпа песни солиста(ки)
2-Кастинг мелодий выбранного типа с рефлексией, проекцией данной мелодии на солиста(ку)
3-Групповое или индивидуальное определение темы песни, темы каждого куплета и припева.
4-Процесс группового (индивидуального) творчества над своими задачами.
5-Прослушивание чернового варианта проекта.
6-Домашние задания. Как правило, на следующую группу, а чаще, через 2-3 дня появляется новая песня.
7-Премьера песни в коридоре перед группой.
8-Концерт перед "фанатами и поклонниками" Вы спросите: «Что за выступления, кто это- поклонники и фанаты?» Здесь мы сталкиваемся с практической, тренинговой составляющей метода. Кому нужен автомобиль, умеющий ездить только на полигоне, двигатель которого на городской улице сразу глохнет? Мой ответ- никому. Пациент, свободно общающийся в группе и «затихающий» вне её:на работе, в семье, на отдыхе- подобен данному автомобилю. Поэтому, предварительно договорившись с коллегами по смежным кабинетам, мы выносим колонки в коридор и ,раздав листы оценки жюри пациентам, ожидающих своей очереди К ДРУГИМ врачам, мы проводим мини-концерт. Можете верить, после освоения данного метода проявления социального невроза исчезают, при чём у пациента появляется непреодолимый стимул проверить свои способности в общении снова и снова.




Лучшие песни в одном плейлисте
Группа ВКонтакте: достоверная информация, новости, тесты, видео, психотерапевт онлайн
Московское время
Назад к содержимому